Реализация системы АСДУЭ в АО «Международный аэропорт Шереметьево»
В сентябре 2019 года в аэропорту Шереметьево был реализован проект по развитию московского авиационного узла. Результатом этого стало введение в эксплуатацию третьей взлетно-посадочной полосы ВПП-3.
Для интеграции новой ВПП-3 в существующую систему диспетчерского управления АО «Международный аэропорт Шереметьево» (АО «МАШ») компанией ООО «Инженерно-техническая компания Д-Системс» был реализовано техническое решение по созданию автоматизированной системы телемеханики и дистанционного управления электроснабжением (АСДУЭ) ВПП-3.
Система АСДУЭ ВПП-3 построена на базе ПТК «TOPAZ» производства ООО «ПиЭлСи Технолоджи» и имеет иерархическую структуру, состоящую из двух функциональных уровней:
- уровень контролируемых пунктов (КП);
- уровень диспетчерского пункта (ДП).
К уровню ДП относится командно-диспетчерский пункт (КДП). КДП выполняет функцию дистанционного управления электроснабжением ВПП-3 с автоматизированных рабочих мест (АРМ) диспетчера.
В зоне ответственности КДП находятся две распределительные трансформаторные подстанции РТП-1 и РТП-2 и девять трансформаторных подстанций (ТП) напряжением 10/0,4 кВ. КП выполняют функцию обеспечения электроснабжения ВПП-3.
Для того чтобы обеспечить возможность дистанционного управления объектами (КП) электрической сети на каждом из них выполнена установка оборудования сопряжения с оборудованием подстанций (РТП, ТП). В качестве оборудования спряжения выбраны модули TOPAZ HVD3, способные осуществлять телеуправления контролируемыми присоединениями с АРМ диспетчера, сбор и обработку данных от первичных источников информации (трансформаторов тока и напряжения, счетчиков электрической энергии, датчиков температуры и др.), а также их передачу на вышестоящий уровень (уровень ДП) по протоколу МЭК-870-5-104.
На уровне ДП АСДУЭ представлена системой коллективного отображения (видеостеной), а также тремя комплектными электрическими шкафами:
1. Коммутационный (серверный) шкаф,
2. Шкаф связи;
3. Шкаф питания.
Коммутационный шкаф состоит из телекоммуникационного и каналообразующего оборудования, а также из резервируемого сервера доступа к данным TOPAZ DAS MX 820, и выполняет функции приема, хранения, обработки, резервирования и передачи телемеханической информации, полученной с уровня КП. К телемеханической информации относятся такие параметры работы подстанций (РТП, ТП) как:
· положение коммутационных аппаратов (заземляющих ножей) контролируемых присоединений;
· измерения силы тока;
· измерения напряжения;
· измерения частоты;
· измерения активной и реактивной мощностей;
· измерение температуры в помещениях подстанций;
· различные аварийно-предупредительные сигналы с контролируемых объектов (сигналы пожарной опасности, незаконного проникновения на подстанцию и т.п.).
Шкаф связи состоит из коммуникационного оборудования и выполняет функцию обеспечения двух независимых каналов передачи данных, полученных системой АСДУЭ ВПП-3, в существующую сеть АО «МАШ».
Шкаф питания состоит из источника бесперебойного питания (ИБП) с комплектом аккумуляторных батарей и предназначен для обеспечения бесперебойного электропитания коммутационного шкафа, шкаф связи, а также системы коллективного отображения в помещении диспетчерской.
Система коллективного отображения (видеостена) состоит из видеоконтроллера, 12 видеокубов диагональю 60” и набора кронштейнов и стоек, необходимых для его монтажа в единый полиэкран, и предназначен для аудиовизуального контроля состояния АСДУЭ диспетчером. Видеостена является экраном коллективного пользования, что подразумевает возможность вывода на нее информации от нескольких источников (АРМ диспетчеров).
Управление АСДУЭ ВПП-3 осуществляется с АРМ диспетчеров. Для этого на каждом АРМ диспетчера установлено специализированное программное обеспечение TOPAZ SCADA производства ООО «ПиЭлСи Технолоджи», которое обеспечивает структурирование и хранение информационных данных, полученных с нижнего уровня системы, построение мнемосхем и формирование сигналов телеуправления контролируемыми присоединениями на подстанциях.
Таким образом спроектированная АСДУЭ выполняет функции интеграции новой ВПП-3 аэропорта Шереметьево в существующую сеть АО «МАШ», а также реализует диспетчерское управление и сбор необходимой информации по контролируемым объектам электроснабжения.